Среда, 26.06.2024, 06:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Алексеевская СОШ"

Разделы сайта
Категории раздела
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Педагоги » Выступления

«Воспитательный потенциал современного урока иностранного языка»

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н.Толстой.

            Сегодня наше государство переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни. В том числе и в области образования. Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы.   Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование  национальной системы позитивных ценностей. Воспитание признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. Компетентностный подход еще более усиливает воспитательную направленность обучения.

                 Если есть у человечества что-либо общее и вечное, то это – воспитание.

В.Ленин.

            Педагогический процесс – целостное явление, нераздельно включающее как обучение, так и воспитание. Соотношение обучения и воспитания, безусловно, вневременная фундаментальная педагогическая проблема. Принцип воспитывающего обучения был введен в педагогику педагогом и психологом И.Ф.Гербартом, который утверждал, что «из мыслей вытекают чувствования, а из них – принципы и поступки». И что воспитывать можно тем же способом, что и учить. Стержнем системы образования всегда выступал процесс воспитания гармонично развитой личности. Главная задача учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Но особую актуальность данная проблема приобрела в условиях координальных политических, идеологических и социокультурных трансформаций общества и государства, характеризующей быстрой сменой фундаментальных ценностей и парадигм. И современное обучение должно опираться на новое понимание содержания школьного образования, в состав которого входит не только «знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности», не только «опыт осуществления известных способов деятельности», но и «опыт творческой деятельности», и опыт «эмоционально-ценностного отношения к миру, к действительности»  (М.Н.Скаткин, В.В.Краевский). Это означает, что механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо выработать на этой основе у обучающихся способность к практическому использованию знаний на благо человека и общества. Поэтому сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующего опыта обучения, приводящего к формированию у учащихся определенных отношений к обществу, природе, собственной личности и деятельности.

            Россия – многонациональная страна. В ней проживают более 160 народов. А это значит, что система образования страны является  многоязычной. В этой связи встает еще один вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную, толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в наших условиях. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования воспитательной системы школы, которая учитывала бы не только фундаментальные российские традиции воспитания подрастающего поколения, но и традиции и ценности народов мира.

            Программами общеобразовательной школы России предусмотрены главные направления воспитания в процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.

            На первом месте при этом стоят предметы гуманитарного содержания. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как противоядие от жесткости, черствости. Предметы естественно-математического цикла формируют материалистическое мировоззрение. Содержание обучения выступает в качестве педагогической модели социального заказа школе. Каждый учебный предмет выполняет свою специфическую функцию в формировании у учащихся нравственности, эстетических ценностей, мировоззрения.

            Иностранные языки как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который необходимо использовать сегодня для решения многих воспитательных задач, среди которых приобщение школьников к осознанию культурного наследия своего народа и народа других стран, поддержание стремления учащихся к осуществлению межличностного общения. Изучение иностранного языка позволяет осуществить социокультурное обогащение мировосприятия и мировидения изучающих язык в процессе совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции.

            Гражданско-правовое воспитание школьников средствами иностранного языка дает возможность формировать у юных граждан России навыки гражданского поведения, помогает им включиться в жизнь демократического государства, а также положительно влияет на процесс изучения самого языка как учебного предмета. Положительное отношение к другому языку, культуре другого народа, говорящего на этом языке, понимание иностранного языка, потребность пользоваться им как средством общения способствуют приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, помогают осознать свою планетарную принадлежность.

            Несколько лет на уроках немецкого языка я работаю по программе воспитания школьников «Я – гражданин России», автором которой является заместитель директора по ВР Кораблинской школы Рязанской области Курашкина Р.А. Главное в этой программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа используется в школе со 2-го по 11-й класс. Она включает  в себя 6 направлений, связанных между собой логикой  формирования гражданина России.

 

  1. Направление «Я и Я»

Цель: формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  1. Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  2. Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  3. Формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Возможные мероприятия по реализации этой программы на уроках немецкого языка;

  1. «Мой режим дня»

Для учащихся составляем режим дня и нацеливаем на то, как его нужно соблюдать. Беседуем, как они соблюдают дня. (6, 4 кл.).

  1. «Кто я?», «Какой я?», «Мое хобби». Ich kann. Ich mag. Ich bin.

Развиваем речь, тут же  изучаем спряжение глагола. (2, 3 кл.)

  1. «Кем быть?»

Профессиональное самоопределение. (9 – 11 кл.)

Частичное знакомство с профессиями. (4-5 кл.)

  1. «Гигиена».

Знакомим учащихся с глаголами sich kammen, sich washe. Здесь же беседуем о том, что нужно соблюдать гигиену.

  1. «В здоровом теле – здоровый дух». Газеты, проекты. Спорт, наркомания, здоровье. 7 кл.
  2. «Дороги, которые мы выбираем».
  1. Направление «Я и семья».

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  1. Формировать уважение к членам семьи;
  2. Воспитывать семьянина, любящих своих родителей.

Возможные мероприятия:

  1. «Я и моя семья» 2-5 кл. дети составляют рассказы о семье, делают коллажи по темам.
  2. Поздравляем мам и бабушек, пап и дедушек. 2-7 кл. Делаем открытки, подписываем открытки на иностранном языке, учим песни.
  3. «Я и мои родственники». 9-11 кл. Конкурс сочинений.
  4. «Фотографии семейного альбома». 3-5 кл.
  5. «Здесь живёт моя семья». Заочное путешествие. 3-7 кл.
  1. Направление «Я и культура»

Цель: формирование отношения к искусству.

Задачи.

  1. Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их  творческое мышление, художественные способности;
  2. Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Возможные мероприятия.

  1. Исценированная сказка. 4-7 кл.
  2. Живопись. 10-11 кл.
  3. Народные праздники. Рождество, пасха. 2-11 кл.
  4. Направление «Я и школа»

Цель: формирование гражданского отношения к школе.

Задачи.

1.       Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

2.       Воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

3.       Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.

Возможные мероприятия:

1.      «Мой школьный дом». Экскурсия по школе. 2-7 кл.

2.      «Наша школа в будущем». Проекты. 5-8 кл.

3.      «Моя любимая учительница». Конкурс сочинений. 4-8 кл.

4.      Направление «Я и моё отечество».

Цель: формирование гражданского отношения к отечеству.

Задачи.

1.      Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное  отношение к народному достоянию. Верность традициям старшего поколения;

2.      Воспитывать политическую культуру, чувства ответственности и гордости за страну.

Возможные мероприятия:

1.      «Моя малая родина». Проекты. 5-7 кл.

2.      «Экскурсия в музей». 4-8 кл.

3.      «Города Золотого кольца». 7 кл.

4.      Направление «Я и планета».

Цель: формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи

1.      Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2.      Формировать эстетическое отношение к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Возможные мероприятия:

1.      «Береги природу – наш дом». 7-8 кл.

2.      «Пусть всегда будет солнце». 2-4 кл.

3.      «Природа в поэзии». 8-11 кл.

 Для наиболее эффективного использования воспитательного потенциала урока иностранного языка необходимо, чтобы тематика уроков и содержание используемых материалов определялись, прежде всего, проблемами личности ребенка, его интересами, правилами, обязанностями.

            Не менее важно и то, насколько сформированы и проявляются гражданские качества и правовая культура самого педагога. При организации любого учебного процесса личность учителя, его поведение являются важной составляющей успешного обучения и воспитания. Дети должны чувствовать также уважение к ним со стороны учителя. Не на словах, а на деле он должен показывать пример проявления активной жизненной позиции, знания и уважения прав окружающих, активности, умения работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельности.

            Работа по данной программе дает неплохие результаты. Ученики начинают постепенно осознавать ценности человеческой жизни: справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности.  Формируется представление о том, что настоящий сын или дочь готовы помочь старшим в работе по дому, заботится о своей семье, умеет держать данное слово. Развивается умение видеть прекрасное в окружающей жизни. Дети овладевают опытом взаимоотношений «ученик – учитель», где все построено на взаимоуважении.

            Учащиеся начинают серьезно задумываться над своим существованием на Земле, над тем, как сохранить нашу планету, убеждаются в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей родиной.

                       

Категория: Выступления | Добавил: angelina (20.04.2011)
Просмотров: 5677 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 luma  
sich kämmen, sich waschen

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Решаем вместе
Решаем вместе
описание к изображению
Запись в 1 класс
запишите детей в первый класс через госуслуги
ПОС
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней! Сообщить о проблеме
Народный ревиззоро
Адрес школы
646086, Омская обл. Москаленский р-н,
с. Алексеевка, ул. Школьная, 2
Номер телефона
(38174)39-5-90
Электронная почта
mboualsosh@yandex.ru