Все яснее вижу, что
ключ ко всему – в воспитании.
Там развязка всего. Это
самый длинный, но верный путь.
Л.Н.Толстой.
Сегодня
наше государство переживает период кардинальной перестройки во всех областях
жизни. В том числе и в области образования. Перемены в российском образовании
привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули
воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы. Перед образованием поставлена следующая
стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную
ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей. Воспитание
признается важнейшей составной частью целостного процесса образования.
Компетентностный подход еще более усиливает воспитательную направленность
обучения.
Если есть у человечества
что-либо общее и вечное, то это – воспитание.
В.Ленин.
Педагогический
процесс – целостное явление, нераздельно включающее как обучение, так и
воспитание. Соотношение обучения и воспитания, безусловно, вневременная
фундаментальная педагогическая проблема. Принцип воспитывающего обучения был
введен в педагогику педагогом и психологом И.Ф.Гербартом, который утверждал,
что «из мыслей вытекают чувствования, а из них – принципы и поступки». И что
воспитывать можно тем же способом, что и учить. Стержнем системы образования
всегда выступал процесс воспитания гармонично развитой личности. Главная задача
учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс – обеспечить
единство действия механизмов воспитания и обучения. Но особую актуальность
данная проблема приобрела в условиях координальных политических, идеологических
и социокультурных трансформаций общества и государства, характеризующей быстрой
сменой фундаментальных ценностей и парадигм. И современное обучение должно
опираться на новое понимание содержания школьного образования, в состав
которого входит не только «знания о природе, обществе, технике, человеке,
способах деятельности», не только «опыт осуществления известных способов
деятельности», но и «опыт творческой деятельности», и опыт
«эмоционально-ценностного отношения к миру, к действительности» (М.Н.Скаткин, В.В.Краевский). Это означает,
что механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений,
навыков. Необходимо выработать на этой основе у обучающихся способность к
практическому использованию знаний на благо человека и общества. Поэтому
сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей
и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующего
опыта обучения, приводящего к формированию у учащихся определенных отношений к
обществу, природе, собственной личности и деятельности.
Россия
– многонациональная страна. В ней проживают более 160 народов. А это значит, что
система образования страны является многоязычной. В этой связи встает еще один
вопрос о том, как воспитать духовно-нравственную, свободную, ответственную,
толерантную, граждански активную, развитую и здоровую личность в наших
условиях. Отсюда вытекает педагогическая необходимость проектирования
воспитательной системы школы, которая учитывала бы не только фундаментальные
российские традиции воспитания подрастающего поколения, но и традиции и
ценности народов мира.
Программами
общеобразовательной школы России предусмотрены главные направления воспитания в
процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных
принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных
ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков
общежития с представителями иных наций.
На
первом месте при этом стоят предметы гуманитарного содержания. Изучение и
освоение этих предметов рассматривается как противоядие от жесткости,
черствости. Предметы естественно-математического цикла формируют
материалистическое мировоззрение. Содержание обучения выступает в качестве
педагогической модели социального заказа школе. Каждый учебный предмет
выполняет свою специфическую функцию в формировании у учащихся нравственности,
эстетических ценностей, мировоззрения.
Иностранные
языки как учебная дисциплина имеет огромный воспитательный потенциал, который
необходимо использовать сегодня для решения многих воспитательных задач, среди
которых приобщение школьников к осознанию культурного наследия своего народа и
народа других стран, поддержание стремления учащихся к осуществлению
межличностного общения. Изучение иностранного языка позволяет осуществить
социокультурное обогащение мировосприятия и мировидения изучающих язык в
процессе совершенствования их иноязычной коммуникативной компетенции.
Гражданско-правовое
воспитание школьников средствами иностранного языка дает возможность
формировать у юных граждан России навыки гражданского поведения, помогает им
включиться в жизнь демократического государства, а также положительно влияет на
процесс изучения самого языка как учебного предмета. Положительное отношение к
другому языку, культуре другого народа, говорящего на этом языке, понимание
иностранного языка, потребность пользоваться им как средством общения
способствуют приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям, помогают
осознать свою планетарную принадлежность.
Несколько
лет на уроках немецкого языка я работаю по программе воспитания школьников «Я –
гражданин России», автором которой является заместитель директора по ВР
Кораблинской школы Рязанской области Курашкина Р.А. Главное в этой программе -
системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий
для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать
педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить
общественно-исторический опыт вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа используется в школе со 2-го
по 11-й класс. Она включает в себя 6
направлений, связанных между собой логикой
формирования гражданина России.
- Направление «Я и Я»
Цель: формирование гражданского
отношения к себе.
Задачи:
- Формировать правосознание и воспитывать гражданскую
ответственность;
- Воспитывать у детей понимание сущности сознательной
дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности,
точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- Формировать потребность к самообразованию,
воспитанию своих морально-волевых качеств.
Возможные мероприятия по
реализации этой программы на уроках немецкого языка;
- «Мой режим дня»
Для учащихся составляем режим дня
и нацеливаем на то, как его нужно соблюдать. Беседуем, как они соблюдают дня.
(6, 4 кл.).
- «Кто я?», «Какой я?», «Мое хобби». Ich kann. Ich mag. Ich bin.
Развиваем речь, тут же изучаем спряжение глагола. (2, 3 кл.)
- «Кем быть?»
Профессиональное самоопределение.
(9 – 11 кл.)
Частичное знакомство с
профессиями. (4-5 кл.)
- «Гигиена».
Знакомим учащихся с глаголами sich kammen, sich washe. Здесь же беседуем о
том, что нужно соблюдать гигиену.
- «В здоровом теле – здоровый дух». Газеты, проекты.
Спорт, наркомания, здоровье. 7 кл.
- «Дороги, которые мы выбираем».
- Направление «Я и семья».
Цель: формирование гражданского
отношения к своей семье.
Задачи:
- Формировать уважение к членам семьи;
- Воспитывать семьянина, любящих своих родителей.
Возможные мероприятия:
- «Я и моя семья» 2-5 кл. дети составляют рассказы о
семье, делают коллажи по темам.
- Поздравляем мам и бабушек, пап и дедушек. 2-7 кл.
Делаем открытки, подписываем открытки на иностранном языке, учим песни.
- «Я и мои родственники». 9-11 кл. Конкурс сочинений.
- «Фотографии семейного альбома». 3-5 кл.
- «Здесь живёт моя семья». Заочное путешествие. 3-7
кл.
- Направление «Я и культура»
Цель: формирование
отношения к искусству.
Задачи.
- Воспитывать у школьников чувство прекрасного,
развивать их творческое мышление,
художественные способности;
- Формировать понимание значимости искусства в жизни
каждого гражданина.
Возможные мероприятия.
- Исценированная сказка. 4-7 кл.
- Живопись. 10-11 кл.
- Народные праздники. Рождество, пасха. 2-11 кл.
- Направление «Я и школа»
Цель: формирование гражданского
отношения к школе.
Задачи.
1. Формировать
у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию
личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и
дружбы в коллективе;
2. Воспитывать
сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
3. Вырабатывать
потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего
здоровья.
Возможные мероприятия:
1. «Мой
школьный дом». Экскурсия по школе. 2-7 кл.
2. «Наша
школа в будущем». Проекты. 5-8 кл.
3. «Моя
любимая учительница». Конкурс сочинений. 4-8 кл.
4. Направление
«Я и моё отечество».
Цель: формирование гражданского
отношения к отечеству.
Задачи.
1. Развивать
общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию. Верность
традициям старшего поколения;
2. Воспитывать
политическую культуру, чувства ответственности и гордости за страну.
Возможные мероприятия:
1. «Моя
малая родина». Проекты. 5-7 кл.
2. «Экскурсия
в музей». 4-8 кл.
3. «Города
Золотого кольца». 7 кл.
4. Направление
«Я и планета».
Цель: формирование гражданского
отношения к планете Земля.
Задачи
1. Воспитывать
понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2. Формировать
эстетическое отношение к окружающей среде и труду как источнику радости и
творчества людей.
Возможные мероприятия:
1. «Береги
природу – наш дом». 7-8 кл.
2. «Пусть
всегда будет солнце». 2-4 кл.
3. «Природа
в поэзии». 8-11 кл.
Для наиболее
эффективного использования воспитательного потенциала урока иностранного языка
необходимо, чтобы тематика уроков и содержание используемых материалов
определялись, прежде всего, проблемами личности ребенка, его интересами,
правилами, обязанностями.
Не
менее важно и то, насколько сформированы и проявляются гражданские качества и
правовая культура самого педагога. При организации любого учебного процесса
личность учителя, его поведение являются важной составляющей успешного обучения
и воспитания. Дети должны чувствовать также уважение к ним со стороны учителя.
Не на словах, а на деле он должен показывать пример проявления активной
жизненной позиции, знания и уважения прав окружающих, активности, умения
работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельности.
Работа
по данной программе дает неплохие результаты. Ученики начинают постепенно
осознавать ценности человеческой жизни: справедливости, бескорыстия, уважения
человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности. Формируется представление о том, что
настоящий сын или дочь готовы помочь старшим в работе по дому, заботится о
своей семье, умеет держать данное слово. Развивается умение видеть прекрасное в
окружающей жизни. Дети овладевают опытом взаимоотношений «ученик – учитель»,
где все построено на взаимоуважении.
Учащиеся
начинают серьезно задумываться над своим существованием на Земле, над тем, как
сохранить нашу планету, убеждаются в том, что настоящий гражданин любит и
гордится своей родиной.
|